РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Кузбасс
Подземные сокровища

Местные жители давно называют Кемеровскую область Кузбассом. А с 2019 года это имя стало официальным. Теперь у области два названия. Вообще термину "Кузбасс" почти 180 лет. Сокращенную версию от Кузнецкого угольного бассейна предложил русский ученый, известный геолог Петр Чихачев. Он был первым, кто оценил запасы угля и определил размеры месторождения – одного из крупнейших в мире.

Развитие области всегда было связано с тем, что находится под землей. Благодаря Кузбассу, который производит почти 90% экспорта страны, Россия входит в тройку крупнейших в мире, после Индонезии и Австралии. Сегодня количество шахт и разрезов поражает. Отработавшие карьеры становятся частью ландшафта – зарастают лесами и превращаются в озера.
Фото: Слава Степанов
Путешествуя по "Золотому кольцу Сибири", эксперты РГО посетили то, что обычно скрыто от посторонних глаз. Они побывали на разрезе "Берёзовский" компании ЗАО "Стройсервис" – одном из самых крупных в регионе и стране. Как добывают "черное золото" – в нашем материале.
Карьерная карьера
Карьерная карьера
Фото: Наталья Майборода
Недавно отгремел главный праздник области – День шахтера, а на разрезе "Берёзовский" работа кипит, несмотря на выходной. Работа здесь не останавливается ни днем ни ночью. Добыча угля кормит всю область, поэтому разрез функционирует 365 дней в году без остановок и перерывов на праздники. Огромными ковшами нон-стоп извлекают полезное ископаемое, которому миллионы лет.

Впервые залежи угля в Кемеровской области обнаружили почти 300 лет назад – в 1721 году. Вообще, Кузбассу повезло: пласты "черного золота" залегают относительно неглубоко. Половину из всего добываемого угля получают открытым способом. Поэтому в регионе так много разрезов – около сорока. Кроме того, угольный пласт здесь очень большой, что считается большим везением. Его толщина достигает 65 метров.
Фото предоставлено разрезом "Берёзовский"
Нам выдают фирменные шлемы и форму – без спецодежды никак. Просят отключить мобильную связь – чтобы не создавать помехи диспетчерам. Они дистанционно отслеживают работу горняков на больших экранах. На мониторе комплексной диспетчерской системы сейчас перемещаются анимационные машины. Это самосвалы и другая крупногабаритная техника. Их работу отслеживают в режиме реального времени. Транспортное средство под номером шесть замигало красным.
Фото предоставлено разрезом "Берёзовский" компании ЗАО "Стройсервис"
"Этот самосвал стоит на ремонте. У нас все работает автоматически. Водитель видит на экране, куда его отправил диспетчер. Если что происходит – мы это тут же фиксируем. Например, если водитель остановился на обед, он нажимает кнопку – и на экране появляется соответствующая информация. Если машина сломалась, мы это тоже сразу видим. И тогда я сообщаю механику, и он мгновенно выезжает, – рассказывает диспетчер. – У нас на всех трех участках одновременно задействовано порядка 37 наших экскаваторов и 160 самосвалов. Все они работают 24 часа. И мы все это видим на экранах".
Фото предоставлено разрезом "Берёзовский"
Прежде чем сесть в машину и отправиться на производство, нам показывают часовню. Храм Великомученицы Варвары – покровительницы всех горняков – находится возле главного офиса. В его строительстве принимали участие разные регионы страны. Так, купол доставили из Барнаула, иконостас прибыл из Москвы. В часовне проводят службы накануне Дня шахтеров и православных праздников.
Фото предоставлено разрезом "Берёзовский" компании ЗАО "Стройсервис"
Фото предоставлено разрезом "Берёзовский"
На разрезе очень серьезно подходят к безопасности. Прежде чем приступить к работе, все сотрудники проходят через здравпункт. Здесь измеряют давление и уровень алкоголя в крови, и если показатели отличаются от нормы – к работе не допустят. Кроме того, на экскаваторах установлена современная система промышленной безопасности RedKillZone. Ночью красный круг очерчивает границу, которую нельзя пересекать технологическим автосамосвалам.

На "Берёзовском" трудится 4500 человек. Из них больше ста потомственных горняков, чьи семьи работали шахтерами больше ста лет.
Фото: Наталья Майборода
Первая остановка – обогатительная фабрика "Матюшинская". Здесь отделяют уголь от породы и разделяют его по фракциям. Как это работает, объясняет Максим Григорьев, начальник управления горных работ.

"Мы обогащаем уголь на месте. То есть отделяем ценный компонент от пустой породы. Когда вынимаем породу, в ней присутствует как ценный компонент, так и нет. Второй нам не нужен. Чтобы его отсеять, породу отправляют в сепаратор, где создается тяжелая среда определенной плотности. В среднем из двадцати кубометров пород получаем тонну угля. За смену фабрика перерабатывает около 22 тыс. тонн угля. Потребителю мы отправляем уже готовый продукт, а не сырье. Такой угольный концентрат выгоднее, потому что стоит дороже".

Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода
В год на разрезе добывают 5,5 млн тонн угля ценных коксующихся и энергетических марок. Всего запасы угля превышают 100 млн тонн. Смена длится 11 часов. Перерыв на обед – полчаса, максимум час.

"При осваивании породы ведутся взрывные работы. Вначале мы бурим скважины, используем электронную систему взрывания – тогда земные колебания даже не фиксируются сейсмодатчиками. Горный массив дробится при взрыве, после чего экскаватор приступает к погрузке, – продолжает рассказ Максим Григорьев. – Да, это пыльная работа. Но на предприятии работают специальные водяные пушки. Если в воздух поднимаются взвеси, срабатывает система, которая распыляет воду. Она прибивает угольные частицы к земле. Такая система пылеподавления на Кузбассе используется впервые".

Фото: Наталья Майборода
Финальная остановка – сам разрез. Его масштабы можно оценить со смотровой площадки. Под ногами – огромная пропасть невообразимых размеров. Сложно представить, что карьер уходит вниз на глубину больше 100 м, сопоставимую с высотой двух Боровицких башен Кремля. На сером фоне едва различимы оранжевые точки. Эти пестрые пятна – мощные самосвалы. Один такой весит примерно как 200 бурых медведей. Машина может перевозить больше 200 тонн породы. Всего таких самосвалов на этом участке семьдесят. В основном это экологичные машины японской фирмы Komatsu и белорусские "Белазы".
Фото: Наталья Майборода
На "Берёзовском" не только мужчины управляют самосвалами и бульдозерами. Суровый коллектив разбавляют и женщины. Одна из них работает водителем углевоза Komatsu HD785. Вторая – разъезжает на грузовом "УАЗе". А третья – управляет грейдером John Deere 872G. Ее мы как раз застали за работой. Хрупкая миниатюрная Екатерина Гвай эффектно спрыгивает с "рабочего места". Ей 35 лет, из них семь она работает на разрезе.
"Я – потомственный горняк. Мои бабушки, дедушки и родители работали на угольных предприятиях, – говорит Екатерина. – На грейдере я работаю два года. Моя задача – содержать технологические дороги в хорошем состоянии, чтобы вся крупногабаритная спецтехника могла пройти. Эта работа мне нравится. Она ответственная, нужно постоянно следить за качеством дороги. Но если возникают какие-то сложности, ребята всегда придут на помощь. У нас вообще очень дружный коллектив. Мы – горняки, мы все помогаем друг другу".
Фото: Наталья Майборода
Закончив смену, девушка переобувается в туфли на каблуке и поправляет макияж. На руках – идеальный маникюр. Работа работой, пусть и не совсем легкая, но желание быть красивой никто не отменял.
Что для вас Сибирь?

Другие регионы маршрута
"Золотое кольцо Сибири"
Авторы проекта
Текст, дизайн, верстка: Наталья Майборода
Редакторы: Виктор Дятликович, Наталья Мозилова
Фоторедактор: Алексей Михайлов
Видео: Томское отделение РГО, Евгений Жуков
Фото: Наталья Майборода, Слава Степанов, разрез "Берёзовский" компании ЗАО "Стройсервис"

Благодарности
Проект маршрута «Золотое кольцо Сибири» (Открываем Сибирь) состоялся благодаря Томскому отделению РГО, Владимиру Котлякову, Юлии Калюжной, Евгению Ковалевскому, Северину Белых, Юлии Карвунис
Редакция выражает отдельную благодарность Администрации Кемеровской области, разрезу "Берёзовский" компании ЗАО "Стройсервис", Екатерине Гвай, Сергею Костыреву, Творческому объединению "Параскева Пятница" и лично Елене Павловской.