РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Бурятия
Люди, которые играют в игры

Бурятский народ всегда серьезно относился к играм. Традиционно в этом регионе играли все: и дети, и взрослые. Мужчины принимали участие в спортивных состязаниях. Дети упражнялись в настольных играх. Через игры – спортивные и детские – буряты учились считать, развивались физически, воспитывали важные человеческие качества.

С самыми интересными традициями эксперты Русского географического общества познакомились в рамках проекта "Золотое кольцо Сибири" (Открываем Сибирь), созданного Томским отделением РГО.
Первая глава
Стрельба из лука
В прошлом стрелять из лука должен был уметь каждый независимо от пола и возраста. Детей обучали этому навыку с юных лет. Сегодня в Бурятии стрельбой из классического лука занимается 1,1 тыс. человек. Из них 60 – мастера спорта. Эту важную и древнюю традицию представители Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края хотят внести во Всероссийский реестр видов спорта. Свое пожелание они передали в Министерство спорта России. Об особенности стрельбы из лука рассказал 79-летний Цырен Доржо Намдакович Магаков, мастер спорта по национальным видам спорта СССР, ветеран спорта.
Фото: Наталья Майборода
"Это очень древняя традиция. Лук был основным оружием кочевников в бою. Прототип бурятского лука – монгольский составной лук. Его использовало войско Чингисхана, которое считается самой мощной армией, превосходившей всех в те времена тактически и технически. Как раз при Чингисхане возникли соревнования по стрельбе из лука – те, кто хорошо стрелял, попадали в войско. Считается, что как раз тогда возникла игра "Сурхарбан", дословно "стрельба в мишень". В качестве мишени использовали "суры" – шары, сделанные из длинных кожаных ремней. Отсюда и имя. Игра дала название одному из самых важных праздников Бурятии – Сурхарбан. Это было важное событие в жизни бурятского народа.
Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода
Этот праздник отмечают каждый год в первое воскресенье июля. Его еще называют "Три игры мужей" ("Эрын гурбан наадан"), потому что в этот день проходят соревнования по бурятской борьбе, скачки и, конечно, по стрельбе из лука.

В Бурятии стреляют на 50–60 м на улице и на 30–40 м в помещении. Нужно попасть в мишень (суры), то есть в 12 мешочков цилиндрической формы (8–10 см), которые наполнены шерстью дикой козы и покрыты плотной яркой тканью. Они выложены в ряд на полу.

В них нужно попасть и ударом выбить за двухметровую зону. В центре этого ряда находятся две красные суры. За них лучник получает два очка. За остальные – зеленые – одно. Больше всего очков можно набрать, если попасть в "ласти" – тонкую палочку с кисточкой (3–12 см). Она находится между красными шарами. Тот, кто наберет больше очков, побеждает.
Фото: Наталья Майборода
Я стал заниматься стрельбой из лука, когда вышел на пенсию. Стрелять учился в детстве. У нас этот спорт очень популярен. В основном, конечно, стрельбой увлекаются люди постарше. Но что радует – сейчас появляется все больше молодежи".
Вторая глава
Танец орла
Танец Гаруды, или Танец орла, – необычное зрелище. Этот традиционный обряд исполняли монгольские борцы с давних времен. В чем его уникальность и при чем здесь орел – рассказывает 52-летний Батор Владимирович Дагбаев, мастер спорта СССР по вольной борьбе, заведующий кафедрой спортивных дисциплин и туризма при Бурятском государственном университете, заслуженный тренер Бурятии.

"Традиционно этот танец исполняли в Центральной Монголии в начале поединка. Это был некий ритуал. Борцы подражали полету орла. Отсюда и название. Эта птица символизирует мужество и свободу. Танец подготавливал человека к поединку и использовался как разминка – физическая и психологическая. Во время этого танца хорошо разогреваются мышцы спины, ног и плеч".
Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода
"Танец орла – обязательный элемент "Бухэ барилдаан" – национальной бурятской борьбы, – продолжает рассказ Батор Владимирович. – Впервые о ней упоминается в "Сокровенном сказании монголов", древней монгольской книге, датированной 1240 годом. Буряты переняли танец у монголов. Его исполняли по праздникам, на свадьбах и в период охоты. В советские времена традиция чуть не исчезла, и лишь в начале 90-х годов буряты стали ее возрождать. Состязания по борьбе вернули по инициативе Традиционной Буддийской Сангхи и лично главы буддистов России Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева.
Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода
Правила борьбы простые: нужно вывести человека из равновесия. Проигрывает тот, кто задевает пол любой частью тела, кроме ног. Можно ставить подножки, делать подсечки, поднимать соперника. Но запрещаются любые удары и пинки. Выиграет тот, кто устоит на ногах. Поединок длится пять минут. В случае ничьи борцы бросают жребий. Тот, кому выпадет орел, может взять противника за кушак, то есть схватить за пояс.

Кушак – это важнейший атрибут одежды монгольского мужчины. Раньше все носили такой пояс. Он – обязательная часть дресс-кода в состязании. Еще борцы облачены в национальные сапоги с загнутыми носками — гутулы. Из одежды еще короткие шорты — шуудаг. После поединка борцы набрасывали дэгэл– традиционный длинный халат.
Фото: Наталья Майборода
Сегодня в каждом районе проходят соревнования. Вначале сельские, потом районные, а затем республиканские. Только в Улан-Удэ ежегодно проводится около 30 турниров. На республиканских соревнованиях я выступаю в качестве судьи. Любой желающий может испытать свои силы. В самых крупных турнирах участвуют до тысячи человек. Соревнуются обычно в трех весовых категориях: до 63 кг, до 75 и свыше 75 кг.

Я занимался национальной бурятской борьбой вплоть до 2006 года. Почти 20 лет принимал участие в турнирах. Раз пять становился абсолютным чемпионом. Победители всегда почитались. И неплохо награждались. Раньше дарили коней или быков. В советское время вручали часы. С 1990-х годов появились статусные призы. Я вот получил около десяти скакунов. Но так как живу в городе, всех продал. В начале 2000-х дарили автомобили. Мне достались "Жигули", на которых езжу до сих пор. А с 2010 года награждают баранами – количество доходит до сотни. С такими призами многие борцы после победы становятся фермерами".
Третья глава
Вместе весело "шагай"
"Шагай наадан" – так называется монгольская игра в кости, которая стала для бурятского народа национальной. Между прочим, она входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. В чем ее уникальность и почему играют косточками животных – рассказывает Цырже Мэдэг Баяртуевна Аюшеева, почетный работник общего образования РФ, лауреат конкурса республиканских премий в области физкультуры и спорта "Золотой Олимп – 2017" в номинации "За развитие традиционных игр Бурятии" и автор книги "Шагай наадан".

Фото: Наталья Майборода
"Эта игра возникла давно. Когда точно – неизвестно. Но еще в книге "Сокровенное сказание монголов", датированной XIII веком, есть ее описание. "Шагай наадан" связана с главным занятием наших предков – скотоводством. Для нас всегда были важны пять животных – так называемые пять драгоценностей бурят. Это хонин (баран), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь) и тэмээн (верблюд). Кости этих животных как раз традиционно использовали в игре. Но чаще – бараньи.

Фото: Наталья Майборода
Косточки раскрашивают в разные цвета. Обычно мы бросали их в кипяток с луковой шелухой. Если была под рукой кора лиственницы – тоже добавляли в воду. Получался цвет от золотистого до темно-красного. Эти разноцветные кубики хранили в шелковом мешочке. Бросая кости, дети учились считать.

В моем детстве "Шагай наадан" была очень популярной. Но в советское время об игре чуть было не забыли. И лишь последние десять лет эта традиция стала возрождаться.
Фото: Наталья Майборода
Последние пять лет я организовываю районные турниры среди школьников и сужу их. Вообще, есть много разновидностей игры. Больше двадцати. Одна из самых популярных – Няhалалга, то есть "щелканье". По правилам, у игроков есть одинаковое количество костей разной "масти". Их всего пять: хонин (баран) – косточка с выпуклой стороной вверху, ямаан (козел) – косточка с ямочкой вверху, морин (конь) – косточка, упавшая на ребро ровной стороной вверху, ухэр (корова) – косточка, упавшая на ребро с ямочкой вверх, и тэмээн (верблюд) – косточка, вставшая на торец и имеющая два "горба" сверху.
Фото: Наталья Майборода
Игроки должны средним пальцем выбить косточкой любую другую кость на игровом поле, которая отвечает такой же "масти". То есть, к примеру, направляют морин на морин. Кость, которой щелкают, не должна задевать другие. Если игрок попал в цель, он забирает одну из этих двух костей. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество косточек".
Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода
Фото: Наталья Майборода

Другие регионы маршрута
"Золотое кольцо Сибири"
Авторы проекта
Текст, дизайн, верстка: Наталья Майборода
Редакторы: Виктор Дятликович, Наталья Мозилова
Фоторедактор: Алексей Михайлов
Фото: Наталья Майборода, Евгений Коноплёв
Видео: Томское отделение РГО, Евгений Жуков

Благодарности

Проект маршрута «Золотое кольцо Сибири» (Открываем Сибирь) состоялся благодаря Томскому отделению РГО, Владимиру Котлякову, Юлии Калюжной, Евгению Ковалевскому, Северину Белых, Юлии Карвунис
Редакция выражает отдельную благодарность Администрации Республики Бурятии, Бурятскому республиканскому отделению РГО, Эдуарду Батоцыренову, Вячеславу Дамдинцурунову, Ольге Сотниковой, Елизавете Ледовской, Батору Дагбаеву, Цырже Мэдэг Аюшеевой, Цырену Доржо Магакову.