РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Хакасия
Затерянный мир

Что объединяет одну из самых загадочных культур Сибири с индейцами и древними египтянами
Хакасия – еще один регион маршрута "Золотое кольцо Сибири" (Открываем Сибирь). Он напоминает Исландию своими зелеными холмами, на которых пасутся мохнатые лошади. Здесь такие же сочные краски – как будто кто-то поднял уровень насыщенности до максимума. Во всем остальном этот сибирский край не похож ни на один другой. Хакасия окружена горами, но не такими острыми, как в соседнем Красноярском крае, и не такими высокими, как в соседнем Алтае. Здесь порядка 500 озер – больше, чем в Туве. В Хакасии находится самая большая ГЭС в России. Но прославился этот край совсем другим.

На гербе Республики Хакасия изображено солнце. Этот знак – ровесник египетских пирамид. Его нацарапали на камне порядка 5 тыс. лет назад люди, которые обитали на территории современной Хакасии. Автор этого солярного знака – одна из самых загадочных и интересных археологических культур Центральной Азии. Окуневская. Ни один другой народ Сибири не оставил такого огромного художественного пласта ни до, ни после.
Именно с Хакасии началась российская археология. Почему так произошло, кем были окуневцы, как они связаны с европейцами, индейцами и египтянами – рассказывает кандидат исторических наук Андрей Поляков, заведующий Отделом археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН, начальник Саянской экспедиции и эксперт Министерства культуры РФ.
Первая глава
Место рождения российской археологии
Почему Хакасия – родина российской археологии?

Первые раскопки на территории России начались почти 300 лет назад – в 1722 году. И начались они с Хакасии. Что не случайно. Этот край уникален и богат на археологические памятники. Здесь огромное количество курганов и петроглифов, которые хорошо видны. И сегодня можно встретить стелы прямо посреди степи. По числу памятников с Хакасией может сравниться только Крым, но там большинство памятников скрыты в земле и не видны. В Хакасии они хорошо видны даже неспециалистам. Для этого и копать не надо. Это и привлекло сюда первые сибирские экспедиции и следующие поколения исследователей. Многие научные организации, включая Эрмитаж, интересуются археологией этого региона по сей день. Наш институт больше ста лет изучает Хакасию. Вот и я, живя в Питере, полжизни провел в Хакасии.

Я занимаюсь археологией со школьных лет. С тех пор, как попал в специализированный кружок. У нас в Санкт-Петербурге развита система археологических кружков – при Эрмитаже, Дворце пионеров. Во время обучения я попал в состав научной экспедиции и впервые оказался в Хакасии. Мне было 14 лет. Затем отучился в университете и поступил в Институт истории материальной культуры РАН. Вот уже больше 30 лет изучаю хакасскую археологию.

В Хакасии бываю по полгода на раскопках. Много проводил спасательных работ при строительстве дорог, зданий, ЛЭП. Почему так много удалось накопить информации о культуре древних народов, которые обитали в Хакасии? Потому что в 1950–60-е годы в связи со строительством Красноярской ГЭС затапливали большие территории вдоль Енисея. Тогда проводили огромные по масштабам раскопки. В течение десяти лет из Петербурга выезжали по 10–12 отрядов, в каждом из которых было десятки и сотни человек. Это позволило изучить тысячи курганов.

Андрей Поляков
Заведующий Отделом археологии Центральной Азии и Кавказа
ИИМК РАН,
кандидат исторических наук,
начальний Саянской экспедиции, эксперт Министерства культуры РФ
Сегодня в Хакасии исследовано больше 10 тыс. погребений. Из них около 600 связаны с Окуневской культурой – самой загадочной и интересной в Сибири
Фото: Наталья Майборода
Чем уникальна Хакасия?

Этот регион – часть огромной Евразийской степи, которая растянулась от Карпат до Северо-Западного Китая. Хакасия изолирована мощными горными системами: Кузнецким Алатау, Восточным и Западным Саянами. Это своего рода затерянный мир с райскими условиями, который при этом спрятан за горами. С одной стороны, сюда было сложно попасть, а с другой – многие народы хотели здесь жить из-за уникального климата и природного разнообразия.

Минусинские котловины представляют собой цепочку долин вдоль Енисея шириной 150 км и длиной 300 км, где степь, лесостепь и тайга соседствуют друг с другом, что создает много возможностей для диверсификации пищи. Охота в степи трудна, а в лесостепной и таежной зонах это как раз основной источник пропитания. Народы, которые попадали в Хакасско-Минусинскую котловину, быстро и легко осваивали охоту и рыбную ловлю, сохраняя при этом свою скотоводческую направленность.
Фото: Наталья Майборода
И еще важная особенность – в Хакасии резко континентальный климат. Здесь больше солнечных дней, чем в соседних регионах. Вдобавок зимой дуют сильные ветра, которые сметают снег с гор и сопок. Это позволяло вести круглогодичный выпас скота: летом на зеленых лугах вдоль рек, а зимой животных поднимали к сопкам. Хакасия – идеальный регион для скотоводства. Именно поэтому здешние края считались раем для древних народов. И поэтому через Хакасию прошли так много народов. За эти тысячелетия около 15 различных археологических культур оставили здесь свой след.

Сегодня в Хакасии исследованы десятки тысяч погребений. Из них около 600 связаны с Окуневской культурой – самой загадочной в Сибири. Почему так интересно исследовать окуневские курганы? Потому что ты никогда точно не знаешь, что найдешь. Если в других культурах примерно представляешь, какие должны быть конструкции могил, погребальные обряды и предметы, то здесь каждый раз открываешь что-то новое.
Вторая глава
Встреча двух миров
Что это за культура?

Окуневской культуре 4,5 тыс. лет. Она складывалась в эпоху ранней бронзы (XXV–XVIII вв. до н.э.) и получила свое название по первым раскопкам возле поселка Окунев Улус на юге Хакасии. Именно здесь в 1928 году был впервые раскопан могильник этой культуры.

Только недавно благодаря палеогенетике удалось определить, кем были окуневцы. Эта культура возникла в результате того, что на территорию Хакасии пришла большая группа европеоидов примерно из района Причерноморья или Прикаспия. Это были мужчины. Они захватили Минусинскую котловину, вытеснили отсюда предыдущий народ и смешались с местными женщинами, монголоидами. Представьте, что пришли продвинутые скотоводы в края, где еще жили наследники неолита. Встретились два совершенно разных мира. Европейский и азиатский. Вот такой получился уникальный и интересный сплав.
Фото предоставлено заповедником "Хакасский"
В чем уникальность Окуневской культуры?

Ни до, ни после этой культуры ни один народ не оставил такого огромного культурного пласта. Ни один из других народов не оставил столь многочисленные и высокохудожественные произведения искусства. Окуневские образы, заложенные 5 тыс. лет назад, на протяжении тысячелетий оказывали влияние и на другие народы. Люди, которые живут на этих землях, по-прежнему вдохновляются окуневским наследием. Яркий пример – солярный знак на гербе Хакасии.

Окуневская культура очень многогранна. У этих людей была уникальная изобразительная традиция и сложные погребальные обряды. Они активно излагали свой богатый духовный мир и пытались выразить свое мироощущение через наскальные рисунки. Самые распространенные знаки – личины, солярные символы и быки. Основное божество этой культуры – солярное, поэтому так много встречается изображений солнца. Животные, скорее всего, символизировали плодородие. Все-таки окуневцы были скотоводами и кочевниками. Вероятно, они жили в легких переносных жилищах и не сооружали долговременных построек. По этой причине они не могли накапливать много вещей. Скот для них был главной ценностью и основным материальным активом.
Фото: А. Картавцев, предоставлено заповедником "Хакасский"
Строители крепостей

Окуневские крепости мы открыли буквально недавно. Сегодня известно около 50–60 подобных сооружений. Они построены высоко в горах на самых отвесных скалах. Прошло почти пять тысяч лет, а они до сих пор сохранились. Самое удивительное, что при раскопках крепостей были найдены рыболовные принадлежности: грузы для сетей, наконечники, острог. А река при этом находилась далеко – в шести километрах. Для того чтобы спуститься с горы, надо потратить много усилий. По всей видимости, эти крепости строили для защиты от противников, которые тоже хотели попасть в этот рай.

Трехмерный мир

Окуневские стелы делятся на три уровня. Сверху обычно изображали птиц, в центре – личины (лица) и солярные символы, а внизу – хищников или змей. Уже тогда у людей было представление о трех мирах. Оно было распространено в мифологемах почти всех народов того периода. В Египте, Месопотамии, Китае, так или иначе, всегда присутствует деление мира на три зоны. В этом плане окуневцы тоже были в теме.
Третья глава
Трепанации, катакомбы и другие необычные обряды
Деформированные черепа

У окуневцев странная особенность – затылочно-теменная деформация. Их череп был специально уплощен. Зачем это было сделано – точно не ясно. Ученые рассматривают две версии. Либо это происходило из-за массивных тяжелых головных уборов с твердой основой, которые давили на затылок, и он таким образом уплощался. Либо это связано с конструкцией люльки. И эта версия более правдоподобна, так как такие деформированные черепа встречались даже у детей трех-пяти лет. В детском возрасте череп мягкий и легко уплотняется.

Трепанация и связь с египтянами

Буквально в прошлом году было сделано важное открытие: люди, жившие в поздний период Окуневской культуры, практиковали трепанацию. В определенный момент этот народ вдруг неожиданно стал делать отверстие в черепах умерших для извлечения мозга. Раньше мы считали это случайностью, так как наткнулись на череп с такими следами лишь в одном кургане. А в 2017 году я раскопал поздний курган и нашел еще серию трепанированных черепов. Стал изучать – оказалось, что и в других поздних курганах такая же ситуация. Интересно, что в это же самое время в Египте развивалась мумификация. Отголоски этой традиции прослеживаются и в Восточной Европе. Как эта традиция, связанная с подготовкой тела к погребению, добралась до сибирской глуши – загадка.
Фото: Наталья Майборода
Расхитители гробниц

Еще одна особенность Окуневской культуры – они совершенно спокойно вскрывали свои же могилы. До них Хакасию заселяла Афанасьевская культура, при которой человека хоронили и больше никто к нему не приближался. А окуневцы не только грабили могилы предшественников, но и проникали в свои. Они извлекали черепа, собирали кости и переносили их в другие погребения. Возможно, это делалось для воссоединения семьи. Во всяком случае, для них это не было чем-то запретным. При раскопках во многих погребениях мы находили остатки посторонних людей. Причем видно, что кости перенесены из другой могилы.

Фото предоставлено Саянской экспедицией ИИМК РАН
Слоеные погребения

Курганы у окуневцев были многослойными. Вначале выделяли большую площадку, в центре которой делалось погребение. Когда курган переполнялся, его засыпали. Насыпь достигала полутора метров в высоту. Через какое-то время прямо в этой насыпи делали новое погребение. Получался своеобразный слоенный пирог. А уже в более позднее время у окуневцев возникла другая погребальная традиция: чтобы не копать новые ямы, они поднимали перекрытия предыдущих могил и помещали туда новые тела. Особенно это распространялось на детей, ведь смертность была очень высокой – не доживая до 14 лет умирало 30–40% детей.
Фото: Наталья Майборода
Зачем нужны стелы?

Иногда стелы устанавливали в само погребение. Часть выступала на поверхности кургана – через нее общались с похороненным человеком. Но все-таки чаще стелы устанавливали для ритуальных обрядов и поклонялись на протяжении многих лет. Были и так называемые одноразовые стелы, которые устанавливали для одного конкретного обряда, после чего их кололи и использовали для погребальных ящиков и оград. Для каждого такого обряда готовили новые стелы. Именно поэтому в Хакасии их такое большое количество.

Сибирские катакомбы

Окуневцы строили катакомбы. Долгое время мы считали это случайностью. Но когда Институт истории материальной культуры РАН в рамках совместного проекта с Русским географическим обществом стал целенаправленно исследовать ранние курганы, мы выяснили, что это распространенная практика. Откуда она здесь появилась? Скорее всего, то мужское население, которое составляло костяк Окуневской культуры, принесло эту традицию с собой. Она сложилась в степи, где традиционно мало дерева и камня. Поэтому погребальную камеру вырывали не вглубь, а в бок. В нее помещали тело, закрывали отверстие плитой, а входную камеру засыпали. Вот такая катакомбная культура была распространена в Восточном Причерноморье.

В ранние периоды Окуневской культуры люди поначалу по привычке тоже практиковали такой способ погребения. Но так как в Хакасии много стройматериала, от катакомб со временем отказались. Намного проще было выкладывать могилу каменными плитами, в них хоронить человека, после чего закрывать это погребение.
Фото: Наталья Майборода
Родственники американских индейцев

Совсем недавно ученые сделали феноменальное открытие благодаря палегенетике и изучению генетического кода. Оказывается, окуневцы – дальние родственники американских индейцев. Заселение Америки происходило 15–20 тыс. лет назад, когда материки еще не были разделены Беринговым проливом. Эта миграция шла из Сибири.

Окуневская культура и американские индейцы имели где-то общего предка. И если посмотреть, у индейцев и окуневцев есть много общего. Например, нанесение краски на лицо. Скорее всего, это было связано с погребальным ритуалом. Мы долгое время пытались понять, что раскрашивали окуневцы: черепа или лица. Выяснилось, что краска наносилась на лица, а после разложения перешла на череп.

Куда исчезла эта культура?

Окуневская культура просуществовала около 800 лет. Это как минимум 40 поколений. Но в конце II тысячелетия до н.э. окуневцев вытеснила Андроновская культура, которая пришла с запада. Она тоже очень любопытная, но все-таки не настолько, как Окуневская.
Фото предоставлено заповедником "Хакасский"
Где можно увидеть окуневское искусство?
Эти и другие места включены в маршрут "Золотое кольцо Сибири" (Открываем Сибирь), который разработало Томское отделение РГО.

Другие регионы маршрута
"Золотое кольцо Сибири"
Авторы проекта
Текст, дизайн, верстка: Наталья Майборода
Редакторы: Виктор Дятликович, Наталья Мозилова
Фоторедактор: Алексей Михайлов
Видео: Томское отделение РГО, Евгений Жуков
Фото: Наталья Майборода, заповедник "Хакасский", Саянская экспедиция ИИМК РАН

Благодарности
Проект маршрута «Золотое кольцо Сибири» (Открываем Сибирь) состоялся благодаря Томскому отделению РГО, Владимиру Котлякову, Юлии Калюжной, Евгению Ковалевскому, Северину Белых, Юлии Карвунис
Редакция выражает отдельную благодарность Администрации Республики Хакасия, заповеднику "Хакасский", Анжелике Челтыгмашевой, Полине Прохоренко, Станиславу Угдыжекову и Андрею Полякову.